Высшее образование в Китае 


Китай является одной из самых прогрессивных стран с быстро-развивающейся экономикой. Для того чтобы сохранить престиж и подтвердить свое место в мире как страны с глобальной экономикой, Китаю необходимо демонстрировать качественные достижения, в частности достижения в образовании.

Развитие человеческого капитала необходимо Китаю для поддержания перехода страны к инновационной модели развития. Китай выпустил ряд нормативных актов и планов по популяризации науки и технологий и стимулированию инноваций среди населения. На сегодняшний день, китайские университеты являются крупнейшими научно-исследовательскими центрами в стране, в которых заключено самое современное высокотехнологичное оборудование. Количество университетов в Китае увеличилось с 1022 в 2001 году до 2824 в 2014 году, и в настоящее время в них обучается почти 37 миллионов студентов, что делает Китай крупнейшей в мире страной по количеству студентов. Растущий сектор образования Китая способствует его международной привлекательности для иностранных студентов. По данным Министерства иностранных дел, в 2016 году в стране обучалось более 440 000 иностранцев по сравнению с 55 000 в 2006 году, и это число продолжает расти. Все это подтверждает высокую конкурентоспособность Китая на международной арене не только как политического игрока, но и с точки зрения образования.


Тенденции высшего образования в Китае


Китай является одним из основных двигателей роста международного высшего образования, лидирующего в наборе студентов, программах предоставленных на английском и китайском языках, а также в последнее время привлекает большое количество студентов из-за рубежа на краткосрочные программы обмена. В 2010 Министерство образования Китая запустило план «Обучение в Китае», целью которого является привлечение 500 000 студентов к 2020 году. Задача состоит в том, чтобы сделать Китай привлекательным местом для иностранных студентов. В разработке находятся несколько политических инициатив, в том числе двусторонние партнерства, дополнительные стипендии для одногодичных курсов языковой подготовки, больше программ на английском языке и более легкий доступ на рынок труда для иностранных студентов.

В 2017 году правительство Китая предложило проект ‘Двойной Топ’ (‘Double World-Class Plan’), с целью сравнять 42 лучших китайских университета с ведущими высшими учебными заведениями мира. Кроме того данный план обязал 96 вузов повысить свой научно- исследовательский потенциал. Правительство инвестирует в строительство университетов мирового уровня, а также в развитие академических дисциплин, отвечающих международным стандартам.


Шанхайский Рейтинг Университетов (Shanghai Academic Ranking of World Universities)


Шанхайское рейтинговое кансалтинговое агенство является официальным издателем Академического рейтинга университетов мира с 2009 года. Вот уже 10 лет оно ежегодно публикует список 500 лучших университетов мира. Он был признан одним из самых надежных академических рейтингов благодаря своей прозрачной методологии и объективным сторонним данным. Гарвардский университет возглавляет рейтинг в течение 16 лет. Стэнфордский университет и Кембриджский университет остаются на втором и третьем местах соответственно. В десятку лучших университетов мира также входят МТИ (Массачусетский Технологический Институт), Беркли, Принстон, Оксфорд, Колумбия, Калтех и Чикаго. 

Университет Чжэцзян, расположенный в городе Ханчжоу на востоке Китая находится на 67 месте мирового рейтинга, и является единственным китайским университетом, входящим в топ-100 по данным 2018 года. Шанхайский университет Цзяо Тонг (Шанхайский Университет Транспорта), который является одним из самых престижных университетов Китая и пользуется растущей глобальной репутацией благодаря своим впечатляющим  исследовательским результатам, находится на 189 строчке мирового академического рейтинга.

Московский Государственный Университет имени Ломоносова является единственным российским университетом, входящим в топ-100. В 2018 году он находился на 86 месте. Это место он разделили с ещё тремя университетами: Католическим Университетом Лёвена (Бельгия), Университетом Флориды (США) и Университетом МакМастера (Канада). Санкт-Петербургский Государственный Университет, Московский Физико-Технический Институт и Новосибирский Государственный Университет входят в топ-500.


Филиалы американских и европейских университетов в Китае


Растущий спрос студентов на получение дипломов в университетах США и стран Европы побуждает американские и европейские университеты создавать свои филиалы в Китае. Высшие учебные заведения США имеют наибольшее количество кампусов, за которыми следуют Великобритания с восемью и Франция с тремя. Правительство Китая поощряет партнерство в надежде внедрить зарубежные образовательные ресурсы для повышения своего академического и исследовательского уровня.

Известные американские университеты, такие как Университет Нью-Йорка, Университет Дьюка и Калифорнийский университет Беркли, создали кампусы в Шанхае, Куньшане и Шэньчжэне в сотрудничестве с китайскими университетами. Большинство кампусов предлагают меньшее количество программ для выпускников в определенных областях. Например, Университет Дьюка в городе Куньшань фокусируется на хронических болезнях, окружающей среде и глобальном здравоохранении. Цинхуа-Калифорнийский университет  Беркли в Шэньчжэне специализируется на информационных технологиях, а также на медицине и здравоохранении. Инновации стали национальной стратегией Китая, а междисциплинарное образование в партнерстве между США и Китаем является беспроигрышным достижением для обеих стран. 

Ноттингемский университет Нинбо в Китае был открыт Ноттингемским университетом (Великобритания) в 2004 году. Университет расположен в Нинбо, провинция Чжэцзян, всего в двух часах езды от Шанхая. Недавно Нинбо был признан седьмым лучшим городом для бизнеса в Китае, его население составляет более пяти миллионов человек. Университет предлагает широкий выбор программ бакалавриата и магистратуры, преподаваемых исключительно на английском языке. Филиал Ноттингемского университета в Нинбо следует тем же принципам обучения и оценивания, что и Ноттингемский университет в Великобритании. Студенты получают диплом Ноттингемского университета, Великобритания, но также имеют дополнительную возможность познакомиться с Китаем и выучить китайский язык.

Также следует отметить франко-китайский институт финансов, экономики и менеджмента в партнерстве с Китайским Народным Университетом, расположенный в городе Сучжоу. Франко-китайский институт, созданный в сентябре 2010 года в Сучжоу, недалеко от Шанхая, стал первым совместным партнерством китайского университета с иностранным институтом в области гуманитарных и социальных наук. Он объединяет французские высшие учебные заведения и элитный китайский университет и является неотъемлемой частью французского университета. Его цель состоит в подготовке высокопотенциальных китайских и международных специалистов на трех языках в области финансов, экономики, менеджмента, иностранных языков и гуманитарных наук.



Открытие совместного российско-китайского университета в городе Шэньчжэнь стало еще одним связующим звеном между Россией и Китаем. Тесное сотрудничество в области образования несомненно играет позитивную роль в улучшении взаимоотношений между двумя странами. Совместный образовательный проект в городе Шэньчжэнь - это уникальный проект, инициированный МГУ имени Ломоносова и Пекинским политехническим институтом, а также муниципальным народным правительством города Шэньчжэня. Поступление в МГУ-ППИ предоставляет бесспорные перспективы для будущего: получение двойного диплома, возможность овладеть китайским языком, конкурентоспособность на рынке труда.

http://szmsubit.ru/


Ассоциация технический университетов России и Китая


Также следует отметить ассоциацию технических университетов России и Китая как связующую академическую нить между двумя странами. АТУРК-некоммерческая организация, созданная в 2011г. и объединяющая лучшие технические университеты России и Китая на добровольной основе. Она является эффективной платформой в сфере профессионального технического высшего образования в рамках программы Российско-Китайского гуманитарного сотрудничества. Целями ассоциации являются объединение усилий ведущих российских и китайских технических университетов для подготовки высококвалифицированных кадров для инновационной экономики; помощь в программах академического обмена для студентов и преподавательского состава; развитие сотрудничества в области науки и технологий между Россией и Китаем. Рабочие языки: русский, китайский и английский. АСРТУ была создана на базе Харбинского технологического института и МГТУ им. Баумана. На сегодняшний день 40 высших учебных заведений России и КНР являются участниками ассоциации, в которую входят не только столичные вузы, но и например, Дальневосточный Федеральный Университет, расположенный на Русском острове в городе Владивосток, а также Новосибирский Государственный Технический Университет и другие учебные заведения.


Золотой век китайского образовательного рынка


Правительство Китая поощряет частные инвестиции в сферу образования с целью повышения эффективности. Образование в частных учебных заведениях быстро развивается и становится важным сегментом в общей системе образования. Общий доход, полученный в сфере частного образования, растет. В 2012 он составлял 124,1 млрд. юаней (или 19,7 млрд. долларов США) и, как ожидается, достигнет 325,5 млрд. юаней (51,7 млрд. долларов США) в 2020 году, что составляет совокупный годовой темп роста примерно в 12,1%. В 2015 уровень проникновения частных начальных и средних школ составлял 7,4% и 11,7% соответственно, его увеличение ожидается до 8,9% и 13,8% в 2020 году. Это говорит о том, что частное образование становится всё более популярным в Китае, а также считается более качественным выбором для растущего населения среднего класса.

Частное образование имеет некоторые неотъемлемые преимущества перед государственным.  Большинство частных школ имеют гибкие планы зачисления и меньше полагаются на прошлое учащегося, результаты тестов и статус проживания. Учебный план, предлагаемый частными образовательными учреждениями, является более разнообразным и отвечает широкому спектру интересов учащихся. В то время как государственные школы не хотят вносить изменения в соответствии с требованиями государственных ведомств, частные школы готовы и могут предоставить более широкие учебные программы и большую гибкость в оплате за обучение.

Спрос в государственных школах обусловлен главным образом государственным руководством, тогда как частные школы быстрее реагируют на потребности рынка и предлагают обновленные программы. В результате частные школы мотивированы на постоянное улучшение, чтобы привлекать большее количество учеников и взимать более высокую плату за обучение. Частные школы в Китае также имеют некоторые операционные преимущества, позволяющие им быстро реагировать на динамику рынка и улучшать свои  курсы. Большинство частных школ в Китае используют информацию о студентах и системы управления персоналом для отслеживания успеваемости учащихся, а также для набора и обучения учителей.

За последние несколько лет цены на акции частных китайских образовательных компаний резко выросли, и тенденции, поддерживающие эту оценку, не исчезают. Движущие силы роста - большое количество нынешних и потенциальных студентов, признанная потребность в переквалификации и чёткая модель доходов. Это предвещает хорошие результаты для частных образовательных компаний в Китае на долгие годы.