Большой район залива


Инициатива “Большой Район Залива” (Great Bay Area) относится к схеме правительства Китая по объединению городов Гонконг, Макао, Гуанчжоу, Шэньчжэнь, Чжухай, Фошань, Чжуншань, Дунгуань, Хуэйчжоу, Цзянмэнь и Чжаоцин в единый экономический и деловой центр. Чтобы добиться успеха, должны быть созданы соответствующая инфраструктура, политика и нормативные акты, чтобы люди, товары и услуги могли свободно перемещаться внутри региона. Согласно плану развития инициативы, целью стратегического позиционирования Района Большого Залива Гуандун-Гонконг-Макао на ближайшие 15 лет является превращение его в глобально влиятельный международный центр инноваций и технологий. Впоследствии, к 2035 году, Район Большого Залива должен стать экономической системой, способ развития которой преимущественно поддерживается инновациями. Экономические и технологические преимущества должны существенно возрасти, а международная конкурентоспособность и влияние будут еще больше укрепляться. Для достижения целей решающее значение будет иметь дальнейший прогресс в области инновационных технологий, производства высококачественного оборудования, а также новых материалов, новой энергии и энергосбережения, биомедицинских и технических услуг.

“Район Большого Залива” берет начало в 2011 году, когда был опубликован “План действий в районе устья Жемчужной реки”, который было совместно подготовлен официальными лицами из Гонконга, Макао, Шэньчжэня, Дунгуана, Гуанчжоу, Чжухая и Чжуншаня. Идея городского кластера на юге Китая была подкреплена, когда в марте 2016 года был утвержден 13-й пятилетний план (2016–2020 годы). Впоследствии премьер-министр Ли Кэцян в годовом отчете правительства в марте 2017 года объявил, что власти поддерживают инициативу. Это привело к заключению соглашения в июле 2017 года, которое было подписано высшим директивным органом Китая, Национальной комиссией по развитию и реформам и правительствами Гуандуна, Гонконга и Макао. Одной из ключевых задач GBA является повышение уровня сотрудничества в регионе. Это, в свою очередь, включает взаимосвязь “Района Большого Залива” и “Одного пояса и Одного пути”.

Одной из областей, которой весь регион должен уделять больше внимания, является образование, особенно когда речь идет о содействии инновациям. Как отмечает KPMG, система образования в Китае чрезмерно зациклена на том, чтобы подталкивать учащихся к получению хороших оценок. Она слишком упорядочена. И недостаточно сделано для продвижения творчества, инноваций и мышления. Таким образом, GBA может стать настоящим центром для развития технологий и поддержки инноваций.

Пограничный контроль должен быть пересмотрен, чтобы облегчить поток людей между городами GBA. Кроме того, смягчение таможенных процедур должно применяться не только в пределах района, но и к посетителям из других частей. Свободная мобильность в регионе позволит людям в полной мере воспользоваться преимуществами расширенного соединения, обеспечиваемого различными проектами транспортной инфраструктуры региона, которые должны быть завершены в ближайшее время.

Для дальнейшего стимулирования роста GBA официальные лица также могут разрешить инвестиции во все отрасли промышленности в любом месте региона. Хотя многие отрасли на материке открыты для предприятий Гонконга в соответствии с Соглашением о более тесном экономическом партнерстве, некоторые сектора по-прежнему закрыты для инвестиций из Гонконга. Например, гонконгские авиалинии считаются иностранными фирмами, когда речь идет об инвестициях в основной сектор авиации. Отмена таких инвестиционных ограничений может увеличить потоки капитала в GBA.

Создание восприятия процветающего и растущего GBA имеет решающее значение для привлечения талантов и инвестиций из-за рубежа и других частей Китая. Как и в инициативе “Один пояс, одна дорога”, Гонконг, объединяя уникальные возможности, предлагаемые «одной страной, двумя системами», уважением прав интеллектуальной собственности, международным опытом в финансовых и профессиональных услугах, будет играть ключевую роль в развитии GBA.