Тринадцатая пятилетка


В 2016 году 13-й пятилетний план (2016-2020) был принят Национальным народным конгрессом Китайской Народной Республики, формально внедряя план экономической политики центрального правительства, который предусматривает такие цели, как достижение стратегии развития, основанной на инновациях, и среднего уровня ежегодного экономического роста от 6,5% до 7%. Другими словами, Китай должен удвоить свой ВВП 2010 года и доход на душу населения как городских, так и сельских жителей к 2020 году.

В течение 13-го пятилетнего плана Китай стремится:

  • добиться более сбалансированного, инклюзивного и устойчивого развития путем координации ряда экономических показателей;

  • поддерживать средне-высокий экономический рост;

  • планировать лучшее распределение ресурсов;

  • поднять эффективность инвестиций и компаний;

  • содействовать передовому производству и модернизации сельского хозяйства;

  • стать страной, движимой инновациями;

  • продолжать поощрять массовое предпринимательство;

  • продолжать увеличивать вклад сектора услуг в ВВП;

  • увеличить темпы урбанизации;

  • сократить разрыв в доходах, ликвидировать бедность и повысить уровень жизни людей за счет расширения государственных услуг в сфере занятости, образования, культуры, социального обеспечения и здравоохранения;

  • содействовать охране окружающей среды.

Инновации не являются новой темой в пятилетних планах Китая, однако в этом они приобрели большее значение. “Инновационное развитие” неоднократно упоминается как новый двигатель экономического роста Китая. Масштабы и растущее глобальное влияние экономики Китая означают, что План имеет значительные последствия для бизнеса в Китае и во всем мире. 

Несмотря на замедление экономического роста в течение 13-й пятилетки, Китай по-прежнему остается одним из важнейших мировых потребительских рынков. Рост издержек производства, обусловленный структурным дисбалансом на рынке труда и уменьшением затрат на рабочую силу, подорвал положение Китая как “фабрики мира”. В будущем модернизация промышленности за счет инноваций усилит позиции Китая в глобальной цепочке создания стоимости. Со времени вступления Китая во Всемирную торговую организацию (ВТО) степень “экономической интеграции” между Китаем, Японией, Южной Кореей и странами АСЕАН увеличилась, благодаря усилению взаимодополняемости и корреляции между отраслями, внутри отраслей, а также между производством и поставкой продукции. Растущее значение Китая в цепочке создания стоимости неизбежно повлияет на его экономические и торговые структуры с этими основными экономиками.

Принцип “открытости”, заложенный в 13-й пятилетке, предполагает, что Китай должен активно участвовать в глобальном управлении, содействовать многосторонним переговорам о зоне свободной торговли и стимулировать взаимосвязь инфраструктуры для создания большого международного торгового канала. Этот принцип также предполагает, что Инициатива “Один пояс, один путь” (здесь можно сделать ссылку на подраздел “Один пояс, одна дорога” для интерактивности сайта) расширит сферу охвата политики открытости от прибрежных районов до внутренних, охватывающих сушу и море.