Цифровое обновление китайского производства


На Китай приходится около 25 процентов производственной активности в мире, больше, чем в любой другой стране. Тем не менее, преимущества, полученные благодаря снижению затрат на рабочую силу и капитал, а также инновации, основанные на эффективности, не приносят желаемых результатов. Производительность в Китае по-прежнему составляет лишь одну пятую от производительности в развитых странах.

Поэтому компании и разработчики стремятся улучшить возможности цифрового производства в Китае. Четвертая промышленная революция, или как её коротко называют, Индустрия 4.0, включает внедрение киберфизических систем, Интернет вещей и облачные вычисления в рынок труда, технологический уклад и другие стороны жизни. Цель состоит в том, чтобы производители использовали данные в реальном времени для связи разработчиков продуктов, «умных» фабрик и распределительных центров по всей цепочке создания ценности.

В июне 2016 года консалтинговая компания McKinsey & Company опросила 130 компаний из разных секторов, чтобы оценить готовность Китая. Как показывает результаты, китайские производители, особенно частные компании, более оптимистичны, чем их коллеги из Германии, Японии и США, в отношении потенциала Индустрии 4.0 для преобразования промышленности. Примечательно, что только 44 процента государственных предприятий сообщают, что они готовы к инициативам Индустрии 4.0.

Интервью с руководителями показали следующие результаты. В то время как Индустрия 4.0 стала модным словом в управлении производством, во многих компаниях отстают организационные возможности, таланты и образ мышления. Только 9% компаний распределили обязанности по инициативам Индустрии 4.0 против более трети в Соединенных Штатах и Германии. У еще меньшего числа китайских компаний, 6% есть четкий план пути вперед по сравнению с пятой или более в развитых стран. Немногие компании сделали оцифровку приоритетом или повысили осведомленность и навыки руководителей в данной сфере. Исследование МкКинзи & К. также обнаружило, что инструменты цифрового производства в цепочке создания стоимости остаются неадекватными. Например, китайским автомобильным компаниям не хватает цифрового анализа, управления и использования данных, собранных с производственных линий. Такие данные имеют решающее значение для разработки продукта и исследований и разработок, необходимых для повышения качества и создания конкурентоспособных на мировом рынке автомобилей.

Исследования показывает, что для полного использования преимуществ Индустрии 4.0 китайским игрокам потребуется индивидуальный подход к цифровой трансформации. Им следует избегать единой стратегии, подходящей для всех, и вместо этого сосредоточиться на трех основных принципах: создание основы бережливого производства, развитие надежной инфраструктуры управления и разработка новых подходов и возможностей, особенно в области данных и расширенной аналитики.


Набережная Янпу


Планируется превратить этот район Шанхая в инновационный центр мирового класса. Вот как лидеры надеются преодолеть проблемы в развивающемся городе и воплотить свое видение в жизнь. Расположенный по течению реки Хуанпу на северо-востоке от центра Шанхая, Янпу- это место, где история сочетается с современностью, а традиции соседствуют с инновациями. Когда-то во власти тяжелой промышленности, Янпу сейчас является центром торговли и высоких технологий. Сегодня в центре внимания правительственной инициативы «неуклонное усиление влияния и конкурентоспособности Шанхая в области глобальных технологических инноваций и промышленной трансформации».

Китай продвигает свою стратегию открытости и инноваций посредством политических инициатив на национальном и региональном уровнях, которые в конечном итоге формируют принятие решений на уровне отдельных фирм. Амбициозная инициатива страны «Пояс и дорога» (Belt and Road Initiative) направлена на обеспечение связи и сотрудничества между евразийскими странами и направлена на то, чтобы связать около 65 процентов населения мира через экономические и инфраструктурные маршруты. В Шанхае Янпу является сердцем этого глобального видения, и в настоящее время планируется превратить район в инновационный и творческий центр мирового класса - трехэтапный проект, рассчитанный на десять лет.

К концу 2020 года планируется создать более 100 инновационных компаний в области интеллектуального производства, оцифровки и технологий, чтобы создать 50 000 рабочих мест на набережной Янпу. Его лидеры надеются объединить существующую и недавно разработанную инфраструктуру, чтобы предложить:

  • инновационный центр, который будет привлекает глобальные ресурсы;

  • пространство, на котором будет процветать городская жизнь;

  • практическую платформу, которая будет отдавать приоритет постиндустриальной трансформации.

Эта экосистема будет запущена частично благодаря запланированному китайско-германскому сотрудничеству, которое надеется привлечь волну производственных штаб-квартир, создать немецкие компании в Китае и стимулировать сотрудничество малых и средних предприятий с акцентом на интеллектуальное производство, цифровые технологии и креативный дизайн. Инициативы Индустрии 4.0 будут центральными в этом плане, включая широкое внедрение данных, аналитики, автоматизации и передовых материалов в рамках глобальной производственной модели, включая производство в Янпу. 

Следующий этап развития, намеченный на 2021–2025 годы, предусматривает дальнейшее международное сотрудничество на уровне промышленности, технологий и образования. К 2030 году Янпу стремится стать всемирно известным центром творчества, коммерции и изобретений. Это видение требует, чтобы местная экономика входила в десятку лучших мест для ведения бизнеса, в то время как число патентных заявок на 10 000 человек возрастет с 3,3 до более чем 100.

Как пишет агенство МкКинзи & К., есть, конечно, и некоторые трудности: например то, что Набережная Янпу должна конкурировать на глобальной арене с другими городами мирового уровня, чтобы привлечь таланты, внутренние инвестиции и возможности трудоустройства. Не менее важно решить проблему позиционирования района Янпу как «ориентированного на будущее» при сохранении исторического наследия данной местности. Развитие будет в значительной степени основываться на необходимости создания привлекательной среды для жизни и работы, которая бы уравновешивала коммерческие и бытовые приоритеты: по сути, реализовать среду, в которой новаторы смогут жить, работать, учиться и проводить свободное время. Другая не менее важная задача- это организация доступного жилья для размещения молодых талантов в прибрежной зоне Это будет включать создание современных жилых решений для молодого поколения: например, творческий ремонт заброшенных складов и фабрик, чтобы обеспечить арендуемые квартиры или лофты общими удобствами, такими как общие кухни, спортивные залы, жилые комнаты и даже библиотеки. Более 60 процентов этих новых жилищ Янпу могут быть основаны на этой модели совместного проживания, создавая доступность в цене и вмещая больше жителей.